Курс валют:
USD 58.8370   EUR 69.2982 
Официальный сайт Андрея Караулова
Творческий путь

Момент истины на выставке «Чаепитие у Каменского» в журнале «Наше наследие»

Дата публикации: 15.09.2017

В выставочном зале редакции журнала «Наше наследие» 12 сентября с.г. был представлен проект, посвященный 90-летию художника Алексея Васильевича Каменского (1927 – 2014).

 width= Открытие выставки
А.В.Каменский был частым гостем «Нашего наследия». Но не только соседство (он жил совсем рядом, на Плющихе) влекло его к нам. Многие из выставлявшихся у нас художников были его друзьями либо хорошими знакомыми или интересовали его профессионально. Творчество самого А.В.Каменского было представлено в «Нашем наследии» как выставкой, так и развернутой публикацией на страницах журнала. Значимость личности художника известна знатокам и ценителям искусства. Сообразно духу творчества мастера проект «Чаепитие у Каменского» задуман как камерная выставка-встреча с его произведениями, а вернисаж как вечер воспоминаний близких друзей, сотоварищей по цеху, его учеников и почитателей. Об особенностях творческого пути и методе работы художника рассказывает коллекционер Юрий Петухов, автор проекта выставки в «Нашем наследии»:
 width= выступает коллекционер Юрий Петухов
«Живописная система Алексея Каменского сложилась в 1960-е – в начале 1970-х годов. Первый импульс исходил всегда от натуры и мог возникнуть где угодно, – им могли стать и фигура на мосту, и нарядная публика в театре, и лающая собака. После возникновения импульса происходило исследование-поиск – иногда это целые серии натурных набросков, рисунков и эскизов, способствующих не только кристаллизации идеи будущей картины, но и анализу самого себя, своих впечатлений и эмоций. Часто в результате этого исследования в работе оставались одни абстрактные линии и углы – изображение трансформировалось до тех пор, пока не рождался некий визуальный знак, сплав природного мотива и зрительного образа эмоционального состояния художника. А.В.Каменский сам себя называл импрессионистом, имея в виду, что работы – результат его впечатлений от мотива, сюжета или конкретного образа. Алексей Васильевич любил мысль французского художника Жоржа Брака: “Картина кончается тогда, когда она стерла свою идею“. Парадоксальность высказывания нуждается в расшифровке: то, что исходит от замысла, от ума, от рационального намерения художника, должно раствориться в красочном слое, в ритмах и пятнах, уступив место логике существования самой красочной субстанции. Это «стирание идеи» и является существом живописного действа, которое, по мнению А.В.Каменского, в случае удачи заканчивается полной капитуляцией художника: “Процесс живописи – это борьба между художником и картиной. На каком-то этапе художник сдается – делает то, что ему велит картина“». На вернисаже были показаны видеосюжеты, запечатлевшие неповторимое личностное обаяние мастера, и велась видеосъемка для будущего фильма о художнике. Зал «Нашего наследия» с трудом вмещал многочисленных гостей, среди которых были: И.Ковальская, М.Красилин, Д.Смолев, Э.Нусберг, И.Ермолаев, О.Вельчинская, Е.Осотина, К. и С. Сутягины, И.Камянов, Н.Крестинина, В.Гаранина, Е.Утенкова, С.Дешалыт, Н.Лаптева, И.Карамян, Т.Ляхович, О.Амлинская, С.Жаворонков, А., В. и Е. Бабины, Н.Котел, А.Замула, Ф.Бух, М. и С. Горбуновы, М.Крунов, Ю.Шибанов, А.Щербинин, Г.Ваншенкина, И.Покладова, Е.Герчук, И.Юдкин, Н.Бабушкин, Т.Новикова, Л.Петухова, А.Шмакова, И.Юдина, Е.Плотников, С.Маслова, а также семья художника – Марта Каменская, сын Алексей, внучки Соня, Агата и внук Василий. К выставке Юрием Петуховым был специально подготовлен и выпущен альбом «Алексей Каменский. Убирая лишнее», в котором представлены воспоминания о художнике родных и друзей. В нем воспроизведены более 190 репродукций его работ, многие из которых публикуются впервые.
 width= Ю.С.Шибанов вручает сыну художника А.А.Каменскому книгу его деда - поэта Василия Каменского
 width= Алексей Каменский у автопортрета отца
 width= В парке. 1972. Бумага, пастель.Частное собрание. Москва
 width= Игры в нарды. 1970. Бумага, 1970. Бумага, акварель. Частное собрание. Москва
 width= Городской пейзаж с фигурой. 1970-е гг. Бумага, акварель. Частное собрание. Москва
 width= Автопортрет. 1975. Бумага, акварель. Частное собрание. Москва
 width= Голицыно. 1974. Бумага, пастель. Частное собрание. Москва
 width= Птица в городе. 1978. Бумага, пастель. Частное собрание. Москва
 width= Знаки Зодиака. Весы. 1993. Бумага, пастель. Частное собрание. Москва
 width= На даче. 1970-е гг. Бумага, акварель. Частное собрание. Москва
 width= Натюрморт с чайниками. 1958. Бумага, темпера. Частное собрание. Москва
 width= Цирковой артист. 1959. Бумага, цветные карандаши. Частное собрание. Москва